С оценщиков спросят строже
Правительство намерено очистить рынок оценки от «однодневок»
Белый дом внес в Госдуму законопроект, повышающий требования к компаниям—исполнителям оценки госимущества, а также расширяющий их ответственность за оказание некачественных услуг. Предполагается, что это повысит качество оценки и избавит сектор от фирм-однодневок, выигрывающих право на ее проведение за счет демпинга. Участники рынка отмечают, что новеллы отсекут тех, кто не обладает достаточной компетенцией, но это приведет к росту цен на услуги. Усиление же и так высокой ответственности оценщиков, по их мнению, чрезмерно и может привести к уходу специалистов с рынка.
В Минэкономики обещают, что подготовленный законопроект избавит сектор оценки госимущества от демпингующих оценщиков.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, нацеленный на повышение качества услуг оценщиков. Разработанный Минэкономики документ (см. “Ъ” от 10 мая 2023 года) вводит дополнительные требования к исполнителям оценки госимущества. Согласно поправкам, оценщик для допуска к такой работе должен иметь не менее десяти отчетов по оценке движимого или недвижимого имущества (или трех — по оценке бизнеса). При этом за последние три года у него не должно быть случаев признания судом его отчетов недостоверными или случаев приостановки деятельности. Оценочные компании должны иметь опыт не менее пяти лет и минимум пять сотрудников в штате. Предполагается, что все это позволит избавить сектор от фирм-однодневок, выигрывающих контракты на оценку за счет демпинга.
Одновременно расширяется ответственность оценщиков за оказание некачественных услуг: если сейчас возмещение ими убытков возможно только по факту использования результатов оценки (это ограничивает возможность признания убытков, когда оценка необязательна), то теперь это станет нормой и при невозможности применения отчета об оценке (например, если он не соответствует требованиям). Устанавливается и порядок выплат — сейчас в законе его нет. Сначала убытки возмещаются за счет средств страхования ответственности оценочной компании, затем — за счет страховки оценщика, после этого — из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций (СРО). При этом если страховщик в течение 90 дней убытки не погасит, то сделать это должна СРО — с правом регресса. Предполагается, что это сделает механизм ответственности работоспособным.
Управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова отмечает, что изменения могут дать «эффект сужения» рынка в части оценки госимущества — некоторые игроки будут вынуждены уйти с рынка. При этом качество оценки должно вырасти.
По словам управляющего партнера консалтинговой группы «Ирвикон» Ирины Вишневской, качество оценочных услуг по госконтрактам значительно ниже, чем на рынке, поскольку конкурсы часто выигрывают те, кто «дает серьезный дисконт». Государство отсекает тех, кто не обладает достаточной квалификацией, но в итоге выбор компаний останется небольшим, добавляет она.
Как рассказывает президент СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский, на оценку значимых объектов госсобственности, как правило, претендует определенный пул компаний, которые превышают предложенные требования. При этом такие компании не заинтересованы в оценке небольших активов, а региональные игроки, которые сегодня делают их качественную оценку, не будут соответствовать требованиям (в большинстве регионов нет компаний с пятью оценщиками в штате). Как добавляет Ирина Вишневская, это приведет к невозможности выбора компаний из регионов и активы там будут оценивать специалисты из Москвы, которые хуже знают местный рынок. В итоге, считает Алексей Каминский, это приведет к повышению цен на услуги оценщиков, так что и небольшие объекты станут интересны крупным компаниям.
Расширение же оснований для привлечения к ответственности Ирина Вишневская считает чрезмерным — с учетом уже и так высокой ответственности оценщика это приведет к уходу специалистов с рынка. По словам Алексея Каминского, нововведения «дадут простор для узаконенных схем взыскания убытков», при этом предложенный порядок возмещения ущерба вряд ли изменит ситуацию к лучшему, поскольку если страховщик не выплатит компенсацию в течение 90 дней по решению суда, то вряд ли он сделает это по требованию СРО в дальнейшем.
Коммерсантъ.
Евгения Крючкова